До выставки осталось 38 дней

logo

19я-Узбекистанская Международная выставка
"Строительство - WorldBuild Tashkent 2018"


28 февраля-2 марта Ташкент, Узбекистан

Названы основные изъяны инвестиционного климата в Узбекистане

07.11.2017

Названы основные изъяны инвестиционного климата в Узбекистане

В ходе обсуждения проекта Инвестиционного кодекса на ЕПИГУ Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям отмечает неуклонное снижение в 2011-2016 годах притока прямых иностранных инвестиций в республику.

Назван ряд факторов, ухудшающих условия инвестирования:

- возложение на инвесторов обязательств без учета их прав и интересов;

- факты вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность;

- возложение на инвесторов обязательств по приобретению материалов, оборудования, его компонентов и других товаров, в которых они не заинтересованы по цене и качеству;

- отдельные случаи по завышению долговой нагрузки во вновь создаваемых предприятиях;

- отсутствие эффективной и современной системы мониторинга предоставляемых налоговых и таможенных льгот, а также государственных гарантий.

В обсуждаемом документе отмечена особая важность защиты прав и интересов инвесторов от:

- неправомерного отчуждения и конфискации собственности и результатов их деятельности;

- непредсказуемых и неблагоприятных действий отдельных органов государственного управления, которые негативно отражаются на базовых условиях хозяйственной деятельности и ухудшают деловой климат;

- практики пересмотра и отмены результатов приватизации и др.

Инвесторами также отмечается, что при наличии достаточно большого массива нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, защита их прав и интересов не обеспечивается должным образом ни в административно-правовом, ни в судебном порядке.

Другой серьезной проблемой является превалирование подзаконных актов над законами Убекистана, зачастую приводящей к правовым коллизиям и нарушающее общую системную логику инвестиционного законодательства. Более того, чрезмерно гибкая система внесения изменений и дополнений в подзаконные акты делает инвестиционный климат непредсказуемым и непривлекательным для иностранных инвесторов.

В настоящее время в Узбекистане значительная часть инвестиционных отношений подпадает под регулирование законодательных актов различных отраслей: государственные (бюджетные) инвестиции – финансовое законодательство; социальные инвестиции – законодательство о некоммерческих организациях; инвестиции в ценные бумаги – законодательство о рынке ценных бумаг и т.д. Разброс норм инвестиционного законодательства по отраслям усложняет его правоприменение, снижает эффективность инвестиционного законодательства, что, в свою очередь, негативно влияет на развитие экономики страны, отмечено в обсуждаемом документе.

Для модернизации инвестиционного законодательства разработчики инвестиционного кодекса предлагают осуществить кодификацию, унификацию и систематизацию действующих нормативно-правовых актов, а также создать действенный правоприменительный механизм в сфере инвестиционных отношений.

На первый план выходят вопросы, решение которых должно быть направлено на:

- обеспечение эффективной административно-правовой и судебной защиты прав и законных интересов инвесторов;

- усиление защиты инвестиций, в том числе частной собственности;

- стимулирование развития конкуренции на инвестиционном рынке;

- совершенствование правоприменительной практики и кодификации законодательства в инвестиционной сфере, что в итоге положительно скажется на инвестиционном климате и общем развитии экономики страны.

Законопроект разрабатывается для совершенствования действующего разрозненного инвестиционного законодательства и войдет в систему законодательства Узбекистана как единый консолидированный, кодифицированный акт, который обеспечит единство инвестиционного пространства, равенство правового режима отечественных и иностранных инвесторов, свободу экономической деятельности субъектов инвестиционной деятельности на территории республики.

Предусмотренные инвестиционным кодексом меры предусматривают, в частности, стимулирование инвестиций, где важная роль отводится Уполномоченному государственному органу по инвестициям.

Кроме того, в Кодексе предусмотрены положения, направленные не только на инвестиции нулевого цикла, но и на инвестиции в уже существующие предприятия, в особенности производящие товары или услуги с высокой добавленной стоимостью.

Проект Инвестиционного кодекса предусматривает нововведения.

В их числе:

- объединение в рамках единого Кодекса нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность;

- введение новых норм, разработанных на основе международных актов и опыта, направленных на защиту инвесторов и инвестиций и предотвращение антиинвестиционных действий;

-введение единого правового режима как для отечественных, так и для иностранных инвесторов;

-пересмотр таких ключевых понятий как инвестиции, иностранные инвестиции, инвестор, иностранный инвестор, инвестиционная деятельность, гарантии и т.д.;

-введение новых гарантий от дискриминации, от неблагоприятного изменения законодательства, гарантии правовой защиты, гарантии использования различных форм осуществления инвестиций.

Предусмотрено внедрение таких нововведений как:

· виза инвестора;

· инвестиционная ссуда;

· инвестиционные налоговые кредиты;

· инвестиционные субсидии;

· возмещение морального вреда и компенсация;

· государственная поддержка инновационного производства;

· пересмотренные сроки концессий и СРП;

· зарубежное инвестирование;

· дополнительные гарантии для иностранных инвесторов и др., говорится в обсуждаемом документе.

Nuz.uz 


Возврат к списку